О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ

EE1U0499

Самое драгоценное, самое великое,самое святое в нашей жизни- это Бог. Бог привел в бытие этот видимый мир, а так же и невидимый телесными очами- мир духовный, мир ангельский. Без Бога никто и ничто существовать не может. О нем бо живем, и движемся и есмы (Деян.17,28) — учит нас слово Божие. Любить и чтить Бога есть первейшая и важнейшая заповедь из всего Закона  Божия.

Кто искренне от всей души любит и чтит Бога, тому Господь прощает многие грехи, в которых человек кается, — так учит Христос Господь наш (см.Лк 7,47).

Исходя из этого, каждому, входящему во святую обитель или храм Божий, требуется знать, что в Церкви существует Самим Богом установленный образ благоговейного поведения.

Напоминаем несколько важнейших правил, которые человек должен свято соблюдать на святом месте: 

— Неблагоговейное отношение к святыне, разговоры и безвременное хождение в храме во время богослужения, нарушающие молитвенный настрой богомольцев, — все это оскорбляет величие Божие и делает человека виноватым перед Богом.

— С древних времен свято соблюдается заповедь и повеление Божие о том, чтобы человек приходил в дом Божий в благоприличном виде, в одежде, не вызывающей соблазна. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18,7) строго предупреждает нас Господь. Поэтому должно знать, что всякий человек, входящий в храм Божий  и прикасающийся к святыне в одежде неприличной и не прикрывающей должным образом наготы его тела, за соблазн окружающих навлекает на себя Божие осуждение и не может получить от Бога милости и прощения грехов.

— Женщины должны быть с покрытой головой, ибо таково Божие повеление : Всякая жена, молящаяся … с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая (1 Кор.11,5). Недопустимо также прикасаться накрашенными губами к иконам и другим святыням.

В святой храм следует приходить заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываете, будьте осторожны, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии, необходимо постоять у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Благоговейно следует относиться к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит свечу, чтобы поставить свечу другого, не стоит возмущаться духом: жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Во время службы нужно стараться не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне…» и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы…».

Не нужно любопытствовать и не всматриваться в окружающих, а следует молиться с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

В храме надо молиться как участвующему в богослужении, а не присутствующему только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от сердца; внимательно нужно следить за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.

Если приходите в храм с детьми, нужно следить, чтобы они вели себя скромно и не шумели, приучались к молитве. Если детям требуется уйти, попросите их перекреститься и тихо выйти, или сами выведите их.

Никогда не позволяйте ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб.

Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведите или вынесите его.

Не стоит осуждать невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не нужно раздражаться, кого-то одёргивать (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайтесь не обращать внимания, а если по немощи не справитесь с искушением, лучше отойдите тихо в другое место.

До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходите из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, необходимо покаяться на исповеди.

К Причастию и елеопомазанию  проходят отдельно — сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.

В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне…» и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говорите: «Простите», и сами не старайтесь «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.

Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

(799)

Оставить комментарий