Настоятель Храма произнес проповедь в Богоявленском соборе
14 июня 2015 года в день Всех Святых в земле Российской просиявших в Кафедральном Богоявленском соборе г. Москвы настоятель храма в честь Святого пророка Божия Илии в Северном Бутово г. Москвы иеромонах Онисим (Бамблевский) произнес проповедь:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, возлюбленные о Господе братия и сестры, мы с вами торжественно прославляем всех святых в земли Русской просиявших!
Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех русских святых. Возрос великий сонм, великое древо святости.
Херсонес хвалится семью епископами, еще в первые времена посещавшими тот край; также впоследствии Кирилл и Мефодий проповедовали там. В Херсонесе крестился великий князь Владимир, и вместе с мощами древнего священномученика Климента Римского он принес веру православную в Киев, положил там начало возрастания Церкви Русской.
Ныне мы празднуем всех тех угодников Божиих — преподобных Антония и
Феодосия и прочих многих преподобных, святителей, подвижников, мучеников
и новомученников, которые жизнью своей показали путь спасения в обретении
Царствия Небесного, которое внутри нас самих есть (Лк.17, 20-21).
Мы прославляем тех святителей, которые утверждали Православие, стяжали христианство земле Русской, которые утверждали в народе веру и благочестие. Тех святых, которые притворились безумными, а в действительности были мудры и своими кажущимися смешными поступками сами смиряли свою гордость, учили всех преклоняться перед святостью и следовать Евангелию.
Прославляем многих угодников Божиих, которые просияли в разных концах земли Русской. Тех страстотерпцев, которые терпеливо перенесли ниспосланные им страдания, и, наконец, тех мучеников, которые в малом чине просияли в древности, но сейчас обильно кровью своей напоили все наше Отечество. Земля освятилась их кровью, воздух освятился от восхождения их душ. Небо над Русью освятилось тем ликом святых угодников Божиих, которые сияют над ней. Бесчисленно их множество.
Наша русская святость зародилась не в одночасье. Передаваясь от одних святых к другим, она, как сокровище накапливалась и обогащала всех тех, кто искал ее.
Вот почему и называлась Русь Святой Русью: не потому, что не было грехов, не было беззакония, — нет, всегда, где только есть люди, были и будут грехи и беззакония.
С грехопадения наших прародителей в мир вошло зло. Но всякое зло никогда не представлялось у нас идеалом. Напротив, еще со времен князя Владимира предки наши стремились удалиться от зла и сотворить благо (Пс. 33,15).
И если кто и совершал грех, то старался покаяться и измениться к лучшему. Каялись даже те, кто заканчивали жизнь на плахе, и они в большинстве своем вспоминали перед смертью Господа нашего Иисуса Христа, кланялись народу, прося прощения за те преступления, которыми они вносили соблазн, и просили молиться за упокой их душ.
Так было в древности, так было в русской истории, ту святость и сейчас еще хранит земля Русская. И сейчас мы хвалимся всеми святыми, которые подвигами всей жизни земле Русской показывали пример такой святости.
Как разнообразны их жития! Одни князья, другие простолюдины. Одни занимают высокое положение, другие скитаются по улицам полуодетые — и в то же время к их голосу прислушиваются цари!
Всегда были праведники на земле Русской. Многие из них прославлены, известны всему миру, многие из них доселе неизвестны и просияют, если Богу угодно, тогда, когда настанет для этого время. Святитель Гермоген, к примеру, после своего подвига почти 300 лет почивал непрославленный.
Бог так устраивает, чтобы мы ко всему обращали свой взор в нужное время. Чтобы были у нас перед глазами живые примеры святости, которые бы вдохновляли нас, выйдя из храма, не просто заниматься своими бытовыми делами, но и самим хоть немного приближаться к этим идеалам.
Сегодня за Божественной Литургией мы слышали отрывок из Евангелия от Матфея. Нашему мысленному взору представилось время призвания первых учеников Спасителя.
Святитель Феофан Затворник так говорит об этом событии: «Господь призвал Петра и Андрея, и они тотчас, оставив все, пошли за Ним. Позвал Он Иакова и Иоанна, и они тоже тотчас оставили все и пошли за Господом. Отчего же они так скоро и охотно пошли? Оттого, что увидели лучшее. Таков уж закон у нас в душе, что узнав и вкусив лучшее, она отвращается от худшего и бросает его. Тут совершается то же, что потом Господь изобразил в притче о сокровище, сокрытом на селе, и о бисере многоценном. Это сокровище и бисер — вера в Господа и общение с Ним по силе веры. Обладателями этого мы нарицаемся еще в крещении».
Почему же мы, будучи христианами — учениками Спасителя — так мало ценим это Небесное сокровище. И, мало ценя его, меняем на временные, преходящие вещи?
Причина этой печальной тенденции кроется в нынешнем воспитании. Нашим детям не говорят или почти не говорят, не показывают и не приобщают к этому Божиему сокровищу. Поэтому-то оно и становится чуждо нашему сердцу. Мы не знаем ничего лучшего, кроме повседневных забот и мнимых удовольствий, обладание которыми не приносит нам ни радости, ни удовлетворения. Наше сердце знает только, что из нехорошего есть меньшее зло, а что — большее, и на этом мы основываем свое представление о мире и передаем своим детям.
Эта дурная преемственность — корень многих бед современного мира. Мы стали «Иванами, не помнящими своего родства». Наша духовная близорукость не дает возможности избежать тех ошибок, которые нельзя было совершать. Но, что самое печальное, которые совершались ранее и за которые наш народ заплатил высокую цену.
Мы говорим, конечно же, о сонме новомученников и исповедников Церкви Русской. Тогда, на рубеже XIX и XX веков также как и сейчас было модно среди так называемых просвещенных слоев общества — у либералов или как сейчас часто говорят у «креативного класса» — ругать все русское, патриотичное. Называть святое Православие — байкой для темных и неотёсанных мужиков-крестьян. Святость — выдумкой и моветоном. Евангельские идеалы — ненужным морализаторством и давно устаревшими законами.
Мол де, все теперь иначе. Мир другой, прогресс стремительно набирает обороты: новое время — новый человек. Сверхчеловек.
Эта идея сверхобмана — высочайшей гордыни, которая мы знаем кем была изобретена, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 10-12), поработила умы и души многих наших соотечественников, что и привело с печальнейшим и ужаснейшим событиям начала прошлого столетия.
Но этому сатанинскому влиянию поддались не все. Были и те, кто хранил традиции нашей русской святости. Для кого не прервалась нить, связующая их с благодатью и молитвами сонма святых предков, которые, несомненно, переживают за свое земное Отечество и за всех, кто живет в нем.
И эта твердость духа, это стремление даже во мраке греха обрести святость и найти Бога спасли Россию, спасли наш народ.
Сегодня же многие опасные тенденции того предгрозового века повторяются. И нельзя на это не обращать внимание и замалчивать это. Без должного внимания к воспитательному процессу, где действительно достойное место было бы отведено изучению и обучению примерам русской святости — жизненно необходимо.
Но главное в этом процессе наша собственная крепкая и ясная вера, как у учеников и последователей Христа. У нас есть такие примеры, как святой равноапостольный князь Владимир, как преподобный Сергий Радонежский, святители Московские и, конечно, новомучеников и исповедники Церкви Русской.
Обращаясь к их житию, взирая на их подвиг и пример, на их стремление к Богу, будем и мы нести нашим близким и, в первую очередь, нашим детям знание и понимание о глубокой и великой истории русской святости, без которой, несомненно, невозможно развитие нашей страны и достижения истинной цели каждого человека — спасения от греха и единения с Богом!
Аминь.»
(27)