Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

12 февраля в день празднования Собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого отец Дмитрий Самсонов совершил Божественную Литургию в Храме пророка Божия Илии в Северном Бутово.

Особенно отрадно было присутствие на службе педагогов и подопечных детского сада учебно-воспитательного комплекса № 1613 Северного Бутово, их родителей. Не в первый раз по запросу родителей их дети посещают наш храм.

По окончании богослужения духовенство храма вместе с прихожанами пропели величание Собору Вселенских учителей и святителей Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому.

Настоятель храма пророка Божия Илии иеромонах Онисим (Бамблевский) поздравил верующих с праздником и сказал назидательное слово.

Собор Вселенских учителей и святителей (греч. Οι Τρείς Ιεράρχες — «три иерарха») — праздник Православной Церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви. Торжество совершается 12 февраля.

 Святители жили в IV–V веках. Это было время столкновения языческой и христианской традиций. Уже были указы о закрытии языческих капищ и запрещения жертвоприношений, однако же вне Церкви начиналась прежняя жизнь: все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя.

В смуте и борьбе перерождался старый мир. Были изданы ряд указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещении жертвоприношений (341 г.), закрытии языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.).

Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей.

Установление празднования трем вселенским учителям разрешило долгий спор среди народа Константинополя о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Каждый из великих святителей казался для его последователей величайшим, отчего среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами. Вся сложность состояла в том, что при взгляде на них в отдельности каждому, без сомнения, можно присуждать первенство.

Cвятитель Димитрий, митрополит Ростовский пишет в «Житиях святых» о существе этого раздора:«Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причём видели в нём мужа, мало чем уступающего ангелам, твердого нравом, нелегко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему…».

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. Эти великие святые сказали ему своими устами: «Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога».

После этого митрополит Евхаитский Иоанн повелел прекратить споры и установил новый праздник в конце января — месяца, в котором празднуется память каждого из трех святителей (1 января — Василия Великого; 25 января — Григория Богослова и 27 января — Иоанна Златоуста).

Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.

Значимость праздника Трех Святителей даёт им очень точные личностные определения: Великий — величие учителя, воспитателя, теоретика;

Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования: возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) — боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни более даже, чем догматиста;

Златоуст — золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного, талантливого и блистательного оратора.

(45)