
Преображение Господне
19 августа, в день Преображения Господня, отец настоятель иеромонах Онисим (Бамблевский) совершил Божественную Литургию в Храме пророка Божия Илии в Северном Бутово.
По окончании богослужения, отец Онисим поздравил верующих с праздником и обратился с пастырским словом к собравшимся, а о. Димитрий освятил принесенные фрукты.
Преображение Господне ‑ двунадесятый Праздник Православной Церкви, то есть один из двенадцати важнейших праздников, относящихся к событиям из жизни Христа и Пресвятой Богородицы. Он является непереходящим, то есть отмечается всегда в одно время — 19 августа по новому стилю (6-го по-старому).
В этот Праздник мы вспоминаем евангельское событие из жизни Богочеловека Иисуса Христа. Вот как об этом повествует святой евангелист Матфей:
«Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвих» (Мф. 17, 1‑9).
Евангельский рассказ о Преображении предваряет эпизод, в котором Христос спрашивает учеников, за кого они Его почитают. И Петр, выражая мнение всех апостолов, уверенно исповедует: «Ты ‑ Сын Божий!». И вот в ответ на веру апостолов, Господь показал им Свою Славу.
Символическое значение имеет и то, что Преображение произошло на горе. По слову св. Григория Паламы: «Бог являет Себя на горе, с одной стороны — снисходя со Своей высоты, а с другой — возводя нас из глубины уничижения, так что Невместимый действительно вмещается мертвой природой, и такое явление, конечно, гораздо превосходнее и выше ума, как произведенное силой Божественного Духа». Блаженный Феофилакт толкует высоту горы как возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама гора знаменует необходимость двух подвигов ‑ богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению.
Пророки Моисей и Илия, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», по мысли св. Иоанна Златоуста, предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».
«Радостию исполнились пророки и апостолы, восшедши на гору, ‑ замечает Ефрем Сирин, ‑ радовались пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели; радовались апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели. Они предстали пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, ‑ пророки на апостолов, а апостолы на пророков. Там взаимно простирали на себя взоры предстоятели Ветхого и Нового Заветов. Таким образом, гора представляла собою Церковь, потому что Иисус соединил на ней два Завета, принятые Церковью, и показал, что Он есть Податель обоих».
Преподобный Ефрем Сирин учит, что Господь явил апостолам в Славе Преображения «царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, славу Свою прежде поругания Своего и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему во спасение миру».
Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств ‑ человеческого и Божественного. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в каком-либо возрастании Его Божественной мощи, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой.
Важность Преображения состоит в том, что именно в этот день Христос явил Себя перед учениками не как «один из пророков, но как Господь пророков, посылающий их». Ведь, апостолы слышали, что во время беседы Господа с пророками Моисеем и Илией Бог Отец повелел слушать Его как Своего возлюбленного Сына.
У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Нетварный Свет. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами», ‑ говорит святитель Иоанн Златоуст.
Свет – одно из имен Божиих. Благодаря светоносному явлению Бога мы можем Его постигать. «Я – Свет миру» (Ин.8:12) – говорит о Себе Христос. Поэтому «Символ веры» исповедует Христа как «Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного». Божественный «Свет во тьме светит и тьма не объяла его» (Ин.1:5).
Православные христиане призваны к очищению, просвещению, обновлению и преображению этим нетварным благодатным светом Божиим. В этом состоит смысл нашей духовной жизни. «Вы – свет мира» (Мф. 5, 14) – говорит Христос своим ученикам. Через светоносную благодать Божию человек входит в общение и единение с Самим Богом. «Человек не может стать богом по природе, но может стать богом по благодати» – учил священномученик Ириней Лионский.
Благодатное всецелое соединение с Богом в православном богословии называется обожением. Обожение ‑ конечная цель духовного подвижничества. Состояние преображенного Спасителя – это обоженное состояние человеческой природы, которое будет даровано в вечности всем людям, достойным этого. Слава Преображения – удел тех, кто войдёт со Спасителем в вечность и разделит с Ним радость Царства Божьего.
Поэтому Церковь так дорожит этим Праздником, так торжественно его отмечает. Ведь, он из года в год напоминает всем нам об истинной цели нашего существования – вечной, блаженной жизни в Царстве Небесном.
[wzslider]
(46)